Существует множество стереотипов, связанных с аутстаффингом. Часто можно услышать, что работа в продуктовой компании — это вершина карьеры, а аутстафф — самое дно пищевой цепочки. Однако реальность гораздо сложнее.
И продуктовые компании бывают плохими, и таких немало. В крупных корпорациях часто наблюдается высокая текучка кадров. Там нет человеческого отношения к сотрудникам: считают, что раз вас наняли, то вы должны быть благодарны. Они редко создают коллектив, а их HR-бренд сводится к громкому имени.
Из плюсов работы в крупной компании можно выделить возможность получения акций. Это удерживает сотрудников, особенно тех, кто постарше, семейных или думающих о пенсии, и мотивирует их на долгосрочную работу.
Однако многим такие компании быстро надоедают. Они не особенно заботятся о людях. Могут построить помпезный офис для хвастовства, но это не решает проблему текучки кадров.
В России большая часть рынка — это аутстаффинг.
Вам могло показаться иначе, или менеджеры пели сладкие речи при найме, но большинство проектов — это классический аутстафф, когда на стороне заказчика есть своя команда, а вы встраиваетесь в ее инфраструктуру сбоку.
Почему так происходит? Компании-заказчики боятся потерять экспертизу. Когда передаешь проект целиком подрядчику, экспертиза остается у него. А при использовании аутстаффа — внутри компании. Ядро команды — это свои сотрудники: лидер, архитектор, аналитик, менеджер продукта. Это безопаснее и удобнее, снижает риски.
Заказная разработка тоже существует, но её значительно меньше. Формат, когда проект целиком передается подрядчику, для крупных клиентов в России нетипичен. Небольшие проекты могут отдать на аутсорсинг, если у компании нет собственного IT-отдела и других вариантов нет.
Отрицательная репутация аутстаффа сформировалась потому, что крупные компании-доноры отправляли людей в проекты и выжимали из них все силы. Сотрудники не видели нанимающую компанию, не чувствовали поддержки, их просто перепродавали как ресурс. «Пушечное мясо» — пожалуй, самая точная характеристика системы ещё 7-10 лет назад.
Постепенно ситуация улучшилась.
Внутри аутстаффинговых компаний начала зарождаться собственная культура и менеджерские процессы. У многих появились собственные проекты и университеты, где можно развивать навыки и делиться опытом с коллегами. С точки зрения возможностей для развития — аутстаффинг хорош.
Когда компания слишком большая, гибкости мало. В аутсорсинговых и аутстаффинговых компаниях численность сотрудников редко превышает 1000 человек, что позволяет лучше учитывать их интересы.
Мы, в отличие от таких компаний, стараемся, чтобы наши сотрудники не чувствовали себя брошенными. Мы не забываем о них, продолжаем развивать и решать их проблемы, чтобы они ощущали себя частью нашей команды.
Для этого мы поддерживаем прозрачность процессов. У нас есть внутренний HR, который ежемесячно встречается с каждым сотрудником, чтобы обсудить возникающие трудности.
Наши сотрудники много работают над проектами, и иногда внутреннее общение ограничивается необходимым минимумом. Постепенно мы решаем и эту проблему, проводя технические тимбилдинги с нашим исполнительным директором Женей Гущиным.
Возможно, мы организуем техническую конференцию, на которой сотрудники смогут делиться своими ошибками и учиться на чужих. Ранее мы уже проводили такое мероприятие под названием «История моих факапов». Также мы планируем провести Lean Poker — хакатон, где разработчики будут писать ботов для игры в покер.
В конечном итоге успех работы в аутстаффе зависит от правильной реализации. И продуктовая компания может оказаться той ещё галерой. У каждой модели трудоустройства есть свои сильные и слабые стороны. Важно помнить, что наилучший результат достигается, когда работа соответствует задачам и интересам сотрудника.
Рассказываем, как мы делаем свою работу и гордо называем друг друга со-пельменниками.